Ну вставлю свои пять копеек.
Сразу скажу – фильм хороший и, по большому счету, основную массу придирок можно списать на зажратость зрителя. Съемка красивая и большая, при этом прыщавых морд на весь экран не дают, есть панорамные виды, декорации вполне себе плотные, хотя, конечно, все рисованное, ну дык что ж, — сегодня снимают так. Интересные интерьеры дома, хорошая атмосфера утренних и вечерних сумерек, близость Волги и общий дух большого города на ней.
Федю можно упрекнуть только в непреодолимом желании самостоятельно читать текст, словно кончились на Руси гармаши и хабенские. Гармаши ему не хороши. Но это, тоже простительно – мастер сымает кино и может себе позволить все что хочет. Это цеховое и даже семейное. МихАлков делал Цирюльника – читал текст сам. И еще сыграл там царька. Федя, заметьте, не только не сыграл Сталина (хипстеры бы не простили), но даже Лысого Хохла не сыграл. Просто прочитал закадровый текст. Да, все время кажется, что Сталинград озвучивает Мышкин из Даун-хауса. Но многие дети его не смотрели, так что им мешать не будет.
Что еще немного подбешивает – это «проектный» подход к съемкам. Обязательный циклический сюжет, когда старички вспоминают былоэ. Без этого не обойтись: гранитный обелиск рядового Райана не дает покоя теперь никому. Старички были в Сволочах, да где их только не было. Опять же, этот объясняющий закадровый голос. Все похоже на режиссуру ивента: роллапы, пресс-воллы, видеозаставка, ведущий, музыка, свет, хлопушки и фонтаны из резаной фольги, в конце — фуршет. Мог бы фильм начаться не с видеоролика-заставки с закадровыми нравоучениями, а каким-нибудь солнечным утром над еще не убитым Сталинградом, и разворачиваться в кино-кино. Но так сейчас тоже не снимают. Зато сейчас обязательно нужна рапидная съемка и вот тут Федя оттоптался по полной. Невозможно смотреть, как красноармеец выпрыгивает из окопа, летит, летит, летит, потом 2 секунды тоже летит, но медленно, а потом опять летит быстро и херачит фрица лопатой. Из того слюни – летят, летят, потом летят медленно и потом все то же самое, с каждым из присутствующих на экране. Пережили бой, так разгоряченный гауптман лезет на покоренную Машу, но и тут Федя не позволяет нормально, по-фашистски, сорвать с нее одежду. Он берет рапидную камеру, аренда которой стоит ОЧЕНЬ дорого, и в итоге насилие оборачивается тягучим кошмаром не только для Маши, но и для самого немца.
Да, склад ГСМ на лини фронта, «несгибаемые» в городских боях солдаты, неравные рукопашные атаки, выпукло-одутловатые персонажи, «они любили за родину», – если захотеть, можно выискивать и дальше, но в целом – фильм все равно хороший.
Главным сюрпризом стала Маша Смольникова, которую мы искренне полюбили по ГИТИСУ, там она играла Актера в «Дне» по Горькому. Это было крутейшее явление и в фильме стали узнавать ее по жестам и интонациям. Но до последнего не верилось, что, закончившая в 2011 ГИТИС матрешка так взлетит, но энторнеты подтвердили. Это приятно и радостно за нее.