Дорога к Монино терниста, как судьба отечественного авиапрома. 20 км по перегруженной днем и ночью Горьковской дороге толкаешься в пробках. Дальше сворачиваешь в ворота в лесу и еще километр — по «лунной» дорожке. Лунная — не потому, что светится, а потому что в кратерах. Едешь зигзагами, кадык от боли за подвеску дрожит больше, чем амортизаторы. Ну и дальше — сразу музей. Парковка, лесок, несколько ангаров, и кавказец с мангалом.
В первом зале — двигатели всех сортов, модели самолетов, крылья Да Винчи и легендарный И-16. В ангаре по соседству — бомбардировщики, штурмовики и истребители второй мировой. Далее — поле, заставленное небывалыми аппаратами всех времен, но одного народа, и там еще один ангар.
Из того, что поддется моему разумению там — несколько модификаций АНТ-ов и Илья Муромец…. Последний трудно вообразим. Он напоминает трамвай, привешенный к бесконечным крыльям. Очень внушительный.
Говорят, что этот «Илья-Муромец» на фото — не настоящий, а муляж, сделанный для съемок фильма. Но все равно — впечатляет.
АНТ — рекордсмен по дальности полетов. Совершил перелет в Америку через Северный полюс.
Огромные четырехмоторные монстры стоят бок о бок с маленькими палубными истребителями и вертолетами.
Пожарный вертолет славного семейства «МИ».
Старый добрый Ил-76 с благородно облупившейся краской и радужными стеклами.
Т-4 «Сотка». Легендарная машина с трагической судьбой.
Вот еще один «Ми-Ми-Ми»шный вертолетик.
Многие машины помимо бортовых номеров имеют отличительные знаки боевых частей.
Дуглас, поставлявшийся «американскими партнерами» по ленд-лизу.
И вот — главный зубр в заповеднике — гигантский МИ-12 (В-12) — самый тяжелый и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире, который не умещается не только в объективе, но и в сознании. Как сообщил сведущий прохожий, машина совершила перелет до авиасалона в Ле Бурже, покружив над головами беспечных парижан с грузом в 20 тонн, вернулся, и остался здесь, в Монино, на вечный покой. Есть еще один экземпляр в МВЗ им. Миля Томилино.
Солдатиков привели любить родину. Седой инженер с воодушевлением рассказывал им о небе, но кавказец с шашлыком за забором бередил их сердца, умы и желудки.
Обратите внимание — аэросани, проект 30-х годов.
На фоне легендарного «Железного Густава» — Ил-2. В детстве у меня была коллекционная модель этого самолета в масштабе 1:200. Это была самая ценная вещь в моем активе.
К сожалению, фотографировать на пятидесятый портретник такие огромные аппараты почти невозможно и весь музей в нашей фотохронике похож на мозаику. Ну восстановить картину каждый желающий может на месте. Доехать до музея Монино можно е только на машине, но и на электричке. Старый сайт музея содержит неработающий номер телефона, еще с кодом 095, но зато дельную схему проезда.
Вход стоит 150 р. на человека, инвалиды второй группы, как мы видели, пускаются вне очереди.
На билете значится, что Центральный музей военно-воздушных сил (филиал ФГКУ «ЦМВС РФ» Минобороны России) утвержден приказом Министерства культуры РФ №257 от 12 декабря 2008 года.