Продолжение, начало тут
Кремль
Кремль в Астрахани интересный и здоровый, не в пример псковскому или суздальскому. Треугольный периметр окружает огромное пространство с палатами и храмами. Стены недавно чинили и покрыли скатами, при этом утилизировали имевшиеся в южной части ворота, а все остальные, кроме главных, заперли. Видимо, готовят к обороне. На территории располагаются различные творческие школы и курсы.
Вдоль одной из стен устроен парк на манер Александровского сада – площадь Ленина: симметричное пространство, ограниченное двумя бронзовыми бабами с кувшинами, между ними – фонтаны с торчащими из асфальта змеиными хвостами, дорожки и скамейки. В городе ходят слухи, что проект «неудачный» и что будут переделывать. Информация ни разу не достоверная, но переделка парка – идея хорошая: строить легко, активность – заметна, бюджеты добротные, дело святое.
Краеведческий музей
Вчера открыли губернский культурно-деловой центр (филиал картинной галереи имени П.М. Догадина) на базе отреставрированного историко-архитектурного здания – памятника деревянного зодчества «Дом купца Тетюшинова, 1872 г.».
А.Жилкин, губернатор
Хлебнуть историко-культурных разносолов нам не пришлось. Не знаю, что там открыл Жилкин, но краеведческий музей был закрыт. Кажется, на ремонт. В Драматический театр проникнуть тоже н удалось – ближайший спектакль был в субботу, так что пролетели мы не только с речным трамваем…
Каспийская флотилия
Флотилия оказалась надежно спрятана в закутках волжских затонов, увидеть ее не удалось. Вместо Флагмана «Татарстан», тральщиков, десантных, артиллерийских и ракетных катеров пришлось нам насладиться видами диких ржавых цехов, цементных заборов и МЧС-овских лодок. Угрюмый пейзаж оживляла свободная стая бродячих шавок; внутри прайда кого-то кусали, этот кто-то визгливо просил пощады, свободные от экзекуции барражировали окрест, выискивая съестное и зрелища.
Беспризорники
А.Жилкин, губернатор
— Прибавить надо,- сказал мальчик по-извозчичьи. — От мертвого осла уши. Получишь у Пушкина. До свидания, дефективный.
Илья Ильф и Евгений Петров. Двенадцать стульев
Изуверы, в самом деле, — бесятся с жиру. Живут, если не как боги, то как полубоги (что, в принципе, одно и то же), а всё туда же – пьют. Вероятно, бытие определяет их сознание, а вместе с ним – изобилие беспризорников на улицах. Небольшие компашки пацанов в возрасте от 10 до 15 лет забегают погреться в макдональдс, нервно поглядывая на ваши рюкзаки и периодически бегая в туалет; шмыгают туда-сюда на улицах и рынках, трутся в толпе. Встречались также «управляемые дефективные». Я зашел в подземный туалет у кремля (почти такой же, как на Красной площади, только платный и вокзального типа). За минуту до меня туда набилась толпа малолетних обаплов, которые заполонили все вокруг, переругиваясь и сбиваясь по углам на предмет покурить. У входа в заведение остался парень в картузе и темной форме, который, как выяснилось, их пас и давал им деньги на облегчение души. И это от него за его же деньги они прятались, чтобы посмолить. Не знаю, что за заведение, может, воспитательный дивизион Каспийской флотилии…
Международное положение
Наглухо закрытая для собственных граждан, Астрахань широко открыта для международного диалога. «Каспийская столица» становится местом переговоров Армении и Азербайджана. Под эту встречу даже открыли памятник Гейдару Алиеву. С памятниками Гейдару выяснилась наипрелестная история. Вот что пишут об этом борзописцы:
Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву принадлежит новое открытие. Он изобрел простой способ укрепления своего авторитета и имени как внутри страны, так и за ее пределами.
Ильхам Алиев возвел в ранг государственной политики свой сыновий путь – он увековечивает память о своем отце, уже довольно легендарном Гейдаре Алиеве. Можно сказать, Ильхам убивает двух зайцев одной гранитной глыбой.
Он [Ильхам] свою персону не одевает в базальт и гранит. Он не называет своим именем ни улиц, ни площадей, ни городов. Он отдает это своему отцу. Причем не ограничиваясь пределами Азербайджана. Внутри все схвачено и «гейдаризировано» на уровне даже поселков.
Недавно памятник Гейдару Алиеву открыли, например, в Румынии. В Бухарест специально приезжал на открытие президент Азербайджана со своей женой. Румынию автоматически включили в друзья Баку.
На этой неделе проведать памятник своего отца Ильхам Алиев поехал в российский город Ульяновск. Заодно на родине незабвенного вождя пролетариата Владимира Ильича Ульянова-Ленина президент Азербайджана встретился со своим коллегой, президентом России Дмитрием Медведевым. Как сообщали средства массовой информации, президенты обсудили политические и экономические вопросы. Вероятно, тронут был азербайджанский президент и сообщением о том, что вскоре в Ульяновске появится площадь Гейдара Алиева.
http://rus.azattyq.org/content/pamyatnik_Nazarbaevu_/1889233.html
Теперь свой Алиев есть и в Астрахани. Вроде как и азербайджанцам хорошо, и Астрахань – «порт пяти морей».
Управление пресс-службы и информации администрации Губернатора Астраханской области
Возвращаясь к «Руководству рачительного губернатра и эффективного управленца», — представляете, какие возгласы бы были, если бы вместе с памятником открыли бы баскетбольную площадку?
Есть свой бронзовый посол в Астрахани и у Казахстана. Это памятник Курмангазы — казахскому народному музыканту и композитору. Рост казахского акына на метр меньше, чем у Гейдара – 6 метров. Когда братская Украина принесет сюда памятник Шевченко (который, кстати, в отличие от Курмангазы и Алиева, жил какое-то время в Астрахани), его высота должна быть не менее восьми метров. А когда общая масса памятников, собираемых по всему миру составит 50 тысяч тонн, их можно будет сдать на цветмет, а на вырученные деньги завершить-таки амбициозный социально-ориентированный проект «Строительство современного микрорайона Ахшарумова – Плещеева – Бакинская». Всех расходов – 30 рублей на телеграммы.
Рынки
Рынков в Астрахани тьма, я знаю три (все со звучными названиями): Большие Исады, Селенские Исады и Татар-базар. На последнем я не был. А на двух первых – да.
Этимологический словарь Фасмера сообщает, что «иса́д» значит «пристань», также иса́дь ж. «место высадки, прибрежное поселение».
Брокгауз с Ефроном также отмечают, что исад, исады — пристань, прибрежный поселок. В старину слово это употреблялось и как собственное имя (название о-ва на Волге, Ипат. летопись 6690 г.). Ныне во Владимирской и Нижегородской губ. есть селения у пристаней с назван. Исад, Исады; слово И. встречается и в названиях рыбных ловель. В Архангельской, Вологодской, и Пермской губ. И. называют отмель, песчаный берег реки, косу, заросшую ивняком.
Есть информация, что Большие Исады появились в Астрахани ажно в 16 веке и всю дорогу были главным городским рынком. Большие Исады мы прошли по южному флангу уже под закрытие. Действительно большие: закрытые ряды, окруженные обычной расхристанной, криминально выглядящей базарной периферией. Купить можно все что хочешь: от рыбы, до подставки для ложек. Персиков, правда, купить нельзя.
Специально за рыбой надо идти на Селенские Исады: компактный закрытый павильон в районе Нового Моста. Рыбы – действительно тьма, половины названий я не знал: жереки, всякое такое… Из знакомых – сомы, сазаны, вобла, сапа, осетры и белуги. Размер некоторых рыб впечатляет. Торгуют преимущественно исторически склонные к рыбной ловле кавказцы, калмыки (казахи?) и цыгане. Ведут себя все чрезвычайно борзо. «Пилюют спина», когда проходишь мимо. Стараются втюхать фигню, вытаскивая ее из-за нарядно разложенной в первом ряду рыбы. Возражения принимают с негодованием, удивляясь на твою наглость:
— Чего вы достаете? Давайте вот эту нормальную рыбу. Эту я не хочу!
— А, слушай, я тоже много чего хочу!..
Разворачиваешься, уходишь, в спину тебе летит «пахчеберьме-бельме!»
Показывая две одинаковые воблы, говорят:
— Эта – 12 р., эта – 15 р.
— Почему?
— Ну эта больше!
А на вид они – близнецы и братья.
Бюрократия
Не дай вам бог попасть под ржавый каток Астраханской бюрократии – бессмысленный и неостановимый как движение материков. Если вам понадобится справка или штамп, то вы молниеносно столкнетесь с широким перечнем трудноразрешимых проблем, как-то:
- Контора реорганизована / расформирована / упразднена / переехала.
- Сегодня они не работают.
- Завтра они работают, но нужный вам отдел — нет.
- Послезавтра не будет нужного человека.
- Когда человек найдется, он вежливо начнет вам говорить:
а) Нет, это не мы делаем.
б) Ладно, это мы, но вы прежде должны сделать запрос и обратиться в милицию / паспортный стол / Лигу наций.
в) Поставить штамп в ближайшие 2 недели не получится – надо лезть в архив. Что? Где этот архив? Да у нас этот архив, но туда же лезть надо! Неделя минимум! Что самолет, какой самолет? Ну это уж вы… прямо скажете тоже…
г) А почему, к слову сказать, у вас этого штампа нет? А где вы были в 92 году? Да вы понимаете, что вы не гражданин?!
д) А… это мы не поставили штамп… ну, значит, поставим… через неделю…
е) Никакого штампа не нужно — это вам скажут, когда штамп будет добыт как грамм радия из тонны руды.
Добавьте между вопросами штук 10 трехчасовых очередей, несколько пробежек в сбербанк для уплаты пошлин и штрафов (выдаются строго поштучно), растяните всё это на несколько дней – и даже тогда вы не представите всей прелести… Хотя, наверное, всё же представите, все через это прошли. Но то, что в Москве хотя бы робко, отчасти, очеловечивается «едиными окнами», «электронными очередями» и т.п., в Астрахани доведено до твердого, закаленного до синевы абсолюта. Волны народа разбиваются вдребезги о подножие этого вечного бронированного памятника бюрократии. Люди толкаются, ругаются и дерутся в очередях, потому что за этими убитыми обшарпанными дверьми закрыты их судьбы, от этих бумажек зависят жизни. Никто сначала не понимает – куда бежать, куда платить, где стоять, чего ждать, но буквально на третий-четвертый день уже закаляются и обретают опыт, который никому на фиг не нужен.
В Сбербанке не лучше. Работает 1 из 10 окошек и толпу обслуживает девочка с каменными глазами, которая смотрит в монитор как артиллерист на немецкий танк, ей очень хочется, чтобы он, наконец, сломался. Она периодически просит помощи у коллег, которые ее «воспитывают», в то время как 20 человек маются в ожидании. 2 человека за 20 минут – это тоже не преувеличение, а факт. Люди – расходный материал истории и тренажер для глупеньких девочек, аплодисменты…
Интересные факты
- Раньше автовокзал Астрахани находился
в храме святого Владимира – «главной архитектурной доминанте города». Потом его
перенесли к жд-вокзалу. - Порция черной икры в московских
ресторанах – 700 баков, в Лондонских – 7000, в астраханском аэропорту полкило
стоит 22 000 рублей. На заметку эффективным управленцам: чартер Астрахань –
Лондон – интересное поле для инвестиций. - В Астрахани вас могут угостить
крутым калмыцким чаем, который варится из целого брикета зеленого чая с молоком
и всякими штуками. Вещь нетривиальная, обратите внимание.
Послесловие
А.Жилкин, губернатор
В ответ хочется сердечно пожелать астраханским властям мира, отсутствия потрясений, чтобы им было ПРИЯТНО решать экономические вопросы, осваивать инвестиции, развиваться. С народам, как правило, не везет, это все понимают. Предлагаю провести городскую планерку: собрать народ на площади Ленина, сказать ему, что он, народ, заколебал плевать на набережной, ссать на лестницы, просить жилья и бухтеть насчет транспорта и зарплат. Пусть сидит тихо по лачугам, бухает и не мешает привлекать инвестиции, развиваться.
Астраханцам, в свою очередь, хочется пожелать терпения и здоровья, новых красивых многоквартирных домов и коттеджей, просторных и светлых автобусов, персиков в ноябре и хороших зарплат.
Выражаю особую признательность тем, кто дочитал до конца. Тем, кто при этом как обычно начнет пищать «опять всё обосрал» и «где позитифф», отвечаю – у народа тупо взяли и украли город. Люди живут плохо. Кому нужен астраханский позитив – поищите тут.
http://community.livejournal.com/astgeo/41369.html?#cutid1
http://macos.livejournal.com/tag/Астрахань
http://alexandr-jilkin.livejournal.com/
При этом Астрахань – интереснейшее и красивейшее место на земле. Охота сгонять в область.
Под завязку несколько лирических фоток.