Не содержит мата
Эффект лотоса — эффект крайне низкой смачиваемости поверхности, который можно наблюдать на листьях и лепестках растений рода Лотос (Nelumbo). Вода, попадающая на поверхность листьев, сворачивается в шарикообразные капли. При стекании с листа вода заодно захватывает с собой частицы пыли, тем самим очищая поверхность растения. Лотос невозможно испачкать.
Лотосы в грязи
Астрахань, мекка рыбаков, зоологов и историков, база Каспийской флотилии, центр большого региона, опорный пункт страны с 1556 года, а также объект пристального внимания нефтегазовых компаний, напоминает сегодня здоровую, затоптанную сапогами и валенками, занесенную грязью, полузатопленную дождями, засыпанную мусором избу с побитыми окнами, тусклыми лампами и крытую гнилой соломой. Благообразие хозяйству должны придать новый крашеный забор и бархатные занавески, роль каковых в Астрахани выполняют красивая набережная и несколько газпромовских и лукойловских зданий.
Вот интересно, думаешь, если в 750-тысячном городе, «Каспийской столице России» так, то как же тогда в городах поменьше и подальше? Для сравнения моих впечатлений и генеральной линии органов местного самоуправления буду украшать пасквиль цитатами из дневника губернатора Астраханской области А.Жилкина http://alexandr-jilkin.livejournal.com/
Улицы
Зимы не хочется (снега бывает мало, больше грязи, хотя январь и февраль в текущем году были морозные). Для релаксации несколько фотографий, в том числе, с моей дачи.
А.Жилкин, губернатор
Даже в сухую погоду многие улицы от края до края залиты вечными, реликтовыми лужами. Говорят, что дренаж был завален мусором еще до исторического материализма, зато теперь городской пейзаж повсеместно разноображен поистине завораживающими видами, делающими и без того кинематографический облик Астрахани еще более зазеркальным.
Ноябрь – это еще не зима и настоящей слякоти и мерзости мы не видели. Но обувь мыть почли бесполезно – весь город уделан.
Дороги
Международный ралли – марафон «Шелковый путь – 2010» (Санкт – Петербург – Сочи). Астраханский участок считается самым сложным – 450 км песков и барханов.
А.Жилкин, губернатор
Дороги, в лучших традициях хорошего русского тона, разбиты, многие тротуары представляют собой труднопроходимое месиво, сохранившийся кое-где асфальт, поломанный еще копытами жеребцов Тохтамыша, скорее, мешает ходить. Однако мы по-прежнему верим мужеству отчаянных парней (и девушек): мы самолично видели пару бегунов, мчавшуюся почти в полной темноте по Набережной Приволжского затона, ловко перескакивающих с обломка на обломок и благополучно пересекающих открытые канализационные люки и смытые дождями ступени. Думается, что пару комплектов наград за вклад в развитие физкультуры и спорта, периодически вручаемых властями в телевизоре всяким деятелям, не мешало бы выдать таким вот бегунам. Это они, невзирая на «помощь и поддержку» официальных структур, делают неоценимый вклад и в развитие физкультуры, и спорта, а также в поднятие жизненного духа людей. Астрахань – огромный город, бегать здесь есть куда, однако, большую часть времени передвигаться приходится всё же на транспорте.
Транспорт
Хотелось бы сказать много хорошего про общественный транспорт в городе, однако, вынужден сказать, что общественный транспорт тут сирый и убогий. Больших автобусов мы долго не видели, в район завода Сталина, они, кажется, не ходят совсем. Мы уже подумали, что пассажироперевозки осуществляются исключительно полуразбитыми газелями, но спустя какое-то время в центре увидели и большие автобусы и даже два раза — троллейбус. Хотя, это, скорее исключение.
Упомянутые же газели в городе все сделаны на один манер: у них одинаковые приборные панели с выдвигающимися ящичками для мелочи, одинаковые махровые полотенца на переборках, одинаковы даже водители: не в меру болтливые и истеричные. Отличаются они только крестами или изукрашенными выдержками из Корана на лобовом стекле.
Кустарная, неряшливая и обязательная тонировка газелей удивляет и напрягает: даже днем почти ни фига не видно; санкции ГИБДД досюда еще не докатились. Причина, по которой все машины тюнингованы таким мерзким способом, видится только одна: водители не хотят, чтобы гаишники знали, сколько народу они везут, а везут они почти всегда больше, чем есть сидячих мест. И доложу вам, это очень неприятно, когда на ухабистой городе незнакомая жопа, балансируя, чтобы не упасть и разговаривая при этом по телефону, маячит у вашего лица, угрожая в любой момент сесть вам на колени. Такое здесь сплошь и рядом.
Вместе с тем, кто бы что ни говорил, орущие беспрестанно в мобильник водители заботятся как могут о безопасности перевозок: если вы сидите на первом сиденье, при подъезде к посту ДПС вас обязательно попросят вытащить из-под задницы ремень безопасности и положить его себе на колени. Потом попросят положить его обратно, чтоб не сломали. Причем вся эта музыка не распространяется ни на пассажира, сидящего рядом с коробкой передач (дотуда ремень не дотягивается), ни на сидящих и стоящих в неудобных позах позади, в тонированном салоне.
Пассажиров тоже можно понять – в час пик (начиная с пяти вечера из центра уехать сложно). Маленькие маршрутки разряжают длинные очереди на остановках очень небыстро, успеешь и замерзнуть и промокнуть. Повторюсь еще раз: большие автобусы в центре в час пик замечены за пять дней не были ни разу.
До недавнего времени по Астрахани ходили трамваи, кое-где на мостах еще остались рельсы. Но, видимо, кто-то решил, что далеко на этой карете прошлого не уедешь.
У водителей астраханских газелей 72 хромосомы и все они — ядовитые.
Для тех, кого такой вид передвижения не устраивает, есть частники – с московскими аппетитами, но на астраханских тачках. Как-то нас подвозил борзый мужичок, из «мужественных». Он ругал обилие пешеходных переходов, ленивых пешеходов, пробки, всё на свете знал, на каждый счет имел свое мнение, но глушитель его машины грохотал по асфальту на каждом повороте, грозя оторваться, а из корпуса кузова торчали граненые болты с маркировкой «33-88». Матчасть была, судя по всему, вторична для этого гиганта мысли, он привык мыслить абстрактными категориями. При этом он звонил по телефону и говорил: «А Настя, а купи хлеба, моя, ага… Не знаю когда дома буду, У МЕНЯ КЛИЕНТЫ! Да, моя, ага…».
Справедливости ради надо отметить, что хороших машин на плохих дорогах в городе много. Очень хороших – тоже хватает. Но ничего дороже убитой «шахи» голой рукой вы не остановите.
В Астрахани есть также знаменитый речной трамвай, но в ноябре он ходит только по выходным и мы, к сожалению, пролетели.
Жилье
А.Жилкин, губернатор
В центре города – кремль, в пяти минутах от него – воспетая в прессе и блогах набережная Волги, все пространство между ними равномерно заполнено домиками различной убитости. Многие из которых помнят, кажется, не только, Николая Второго Кровавого, но и Александра Третьего Миротворца, а может даже и Александра Второго Освободителя. Почти все они выглядят старше самого кремля лет на пятьсот. Внутренний хаос дворов как-то выравнивается линиями улиц, так, что и сразу даже и не вообразишь, что внутри – куча неотапливаемого, старого, лишенного горячей воды жилья с прихотливой внутренней и внешней геометрией.
Продолжаем программу переселения из ветхого аварийного жилья.
А.Жилкин, губернатор
Огромное количество прописанных тут действительно вызывает недоумение. Казалось бы – откуда? Лачуги стоят веками (это не преувеличение: жильцы рассказывают, как в этих домах рождались их бабушки, еще в империю). И вместо того, чтобы растаять как дым, эти настырные семьи живут и живут. Несмотря на тесноту, отсутствие горячей воды, сырость, грязь и холод. Понятно, что с годами их становится больше, а вот жилья больше не становится. Слова губернатора о том, что 30% местного населения в жилье не нуждается представляются сугубо справедливыми. Скажу больше, 30% населения страны в целом в нем не нуждается: 15% можно смело отправить на кладбище, а еще 15% переработать в жмых. В жилье нуждаются только губернаторы и еще несколько достойных человек. А жители этих трущоб будут наблюдать, как раз в 10 лет будет обновляться набережная, где строгий, но справедливый Жилкин будет выгуливать своих сановных гостей.
Резкие контрасты повсюду: иногда видишь очень симпатичную улицу с рядом одинаковых крепких аккуратных деревянных домов с хорошими фасадами, но свернув в любую подворотню, моментально оказываешься в темноте, грязи и нагромождении лестниц и углов. В домах холодно, в подъездах (когда они есть) темно, во дворах – грязно. При этом очень легко увидеть небрежно оставленную где-нибудь скромную бентлюшечку, или неприметный хаммерок.
Набережная
Набережная действительно хороша, ходить по ней в ноябре приятно. Правда, летом, в 50-градусную жару гранит нагревается так, что на нем можно калить орехи, с деревьями же здесь как-то трудновато.
А.Жилкин, губернатор
Обидно за человека. Вот еще один губернатор, которому не повезло с народом. Нет бы поехали на Каспий, поохотились бы под водой, посмотрели бы тюленей, купили бы себе айпэд, съездили бы на дачу, отдохнули у камина. Так нет же – этим свиньям только пиво подавай да семки. И ведь что стервецы удумали: не хранят в себе свой внутренний мир, а всё норовят в Волгу-матушку излить, прям в набежавшую волну. При том, что туалет на набережной есть. Прямо напротив театра, я сам в него ходил. Вонючий, конечно, как чертова мать, но зато – в шаговой доступности от прекрасного. Очень жаль, что многие не успевают добежать до него с другого конца набережной и как самолеты-оросители сбрасывают свои пестициды где попало.
Днем тут полно рыбаков, один при нас вытащил хорошего подлещика. Рыбацкие успехи находятся под пристальным надзором многочисленных котов, шляющихся здесь в ожидании халявы и счастья.
Вообще, Астрахань – город котов и ворон. Такого поголовья сытых и круглых котов я не видел нигде. Все как один – круглобошкие и дородные, обилие трущоб и рыбы явно идет им на пользу.
Вечером на набережной можно заметить роллеров, дребезжащих по выложенных обязательной плиткой дорожке – единственной относительно горизонтальной поверхности в околотке. Еще один козырь в поддержку физкультуры и спорта: не надо пропагандистских плакатов о вреде наркотиков, не надо стадиона на 25 тыщ мест, сделайте асфальтовую дорожку в километр и три площадки. Если это так необходимо, дайте за это кому следует медаль, всё остальное для физкультуры люди сделают сами. На заметку рачительному губернатору: баскетбольные корзины также не очень дороги, но имеют замечательный пиар-потенциал и имиджевую составляющую.
Вдоль воды – линия отелей, всё как положено. Фасад их обращен на Волгу и набережную, а тыл надежно прикрывают трущобы и помойки.
Порт