Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /home/users/y/yarskiy/domains/anticlerk.ru/wp-includes/pomo/plural-forms.php on line 210
Сверхзвуковой прыжок с парашютом — Пристяжной Москвич

Сверхзвуковой прыжок с парашютом

14 октября 2012 года австрийский парашютист 43 лет от роду Феликс Баумгартнер при поддержке Red Bull совершил потрясающий подвиг, от которого кровь стынет в жилахпрыгнул с парашютом с высоты 39 км. Воткрытый космос он поднялся на стратостате и прыгнул на землю из открытого космоса.

Можно искренне восхищаться мужеством Баумгартнера и людей, которые подготовили этот прыжок. Но следует отметить, что высота в 19 и 22 км была покорена советскими стратонавтами почти за 80 (!) лет до описываемого прыжка. Первым был полет стратостата СССР-1 с экипажем под командованием командира Прокофьева.

СССР-1

Экипаж второго аппарата «Осовиахим-1» стартовал 30 января 1930 года. Экипаж составили инженеры Андрей  Васенко, Павел Федосеенко и Илья Усыскин. Последний был молодым физиком, ученым академика Йоффе. Его задачей было исследование космических лучей.

В 9.07 «Осоавиахим-1» начинает подъём. Через девять минут экипаж передаёт первую радиограмму «Слушайте, слушайте! Говорит «Сириус»! Высота 1600 м. Прошли облака. Температура минус 3 градуса». Метеорологи на земле вздохнули с облегчением — прогноз погоды точен; обледенение стратостата исключено. Достигнув высоты 6500 м, стратонавты приступают к исследованиям, берут первую пробу воздуха, делают записи в бортовом журнале.

В 9.32 аппарат набирает высоты 15 км. Внизу сплошная облачность, определить направление не удается. Оболочка стратостата принимает шарообразную форму. Плохо работает поглотитель углекислоты и влаги; это обстоятельство не раз отмечается в бортовом журнале.

В 10:14 «Сириус» докладывает о высоте 19 км. Через час в 11:16 побит рекорд, достигнута высота 20,5 км. Последняя радиограмма пришла в 11:46 с высоты в 20,6 км. Остальные события восстановлены по записям в дневнике.

В 12.33 аппарат достиг высоты 22 километра, держался на этой высоте 12 минут и в 12.45 пошёл на медленное снижение. Для обеспечения спуска один из членов экипажа держит открытым клапан в течение трёх минут. Но стратостат, прогретый яркими лучами солнца, не торопится идти вниз. Только через три четверти часа начинается безостановочный, пока ещё медленный, не внушающий никаких опасений спуск. Под влиянием нагрева от солнца «Осоавиахим-1», несмотря на значительный выпуск газа через клапан, снижается медленно. В 15 часов стратостат находится ещё на высоте 18 км. Солнце идёт к горизонту; создаётся опасность быстрого спуска как от уменьшения интенсивности нагрева оболочки аэростата солнцем, так и от обтекания оболочки холодным воздухом при спуске (температура наружного воздуха порядка минус 50 градусов). До высоты 17800 м «Осоавиахим-1» снижался со скоростью 1 м в секунду. На высоте 14300 м, за 50 минут до катастрофы, стратонавты, ещё не подозревая об опасности, берут на исследование двадцатую по счёту пробу воздуха. Затем скорость спуска медленно нарастает, на высоте 13400 м она составляет уже 2 м в секунду; идёт охлаждение газа. В 16.00 «Осоавиахим-1» всё ещё в стратосфере. В 16.01 в бортжурнале появляется неразборчивая запись о балласте. За несколько минут до гибели Васенко пишет «Альтиметр, 13 400 м. Время 16.05. Идём вниз. 16.0… Солнце ярко светит в гондолу. Красота неза… 16.13,5. Альтиметр, 12000 м». Высота 12 км; температура газа приближается к температуре наружного воздуха; подъёмная сила газа вследствие этого резко уменьшается. Для спасения положения требуется сбросить 720-800 кг балласта; на борту же, включая аварийный балласт, всего 420 кг. Но даже имевшийся балласт не использован.

Скорость снижения стратостата с 12 км до земли около 15 м в секунду. На высоте 1500-2000 м, по заключению специальной комиссии, стропы аэростата оборвались, не выдержав динамической перегрузки. Гондола отделяется от оболочки и, всё убыстряя движение, начинает падать на землю. Выбраться через люк наружу и воспользоваться парашютами уже невозможно.

Экипаж в период снижения в течение девяти с половиной минут находился в беспорядочно вращающейся кабине, ударяясь о приборы. По мнению комиссии, «начало катастрофы должно быть отнесено к высоте, превышающей 8 километров, поскольку в противном случае пилоты имели бы возможность открыть люк или хотя бы разбить стёкла иллюминаторов и выбросить балласт, бутылки кислорода и другие предметы внутренней аппаратуры гондолы и пытаться спастись на парашютах». В 16.23 (или двумя минутами раньше) стратостат ударился о землю. «Осоавиахим-1» упал в 470 километрах от места старта, у самой околицы мордовской деревни Потиж-Острог Инсарского района.

Подъём на высоту 20500 м при всей напряжённости не создавал угрозы аварии; подъём до 22000 м неизбежно вел к фатальному исходу.

В Саранске на вокзальной площади советским героям поставлен памятник, а улица Васенка есть чуть не в каждом городе.

Стратонавты

Добавить комментарий