«…Что за скверный город. Только поставь какой-нибудь памятник или просто забор — черт их знает, откудова и нанесут всякой дряни…»
Н.В.Гоголь
Бравурные крики о 21 веке, пришедшем в Саранск и превратившем его из царства бараков и луж по меньшей мере, в Венецию, оказались дымом. Из разряда – «я был в Саранске и все видел, он – крут». Пришлось съездить самому, чтобы убедиться в том, что это не так.
Я ехал в Саранск впервые за три года, успев порядком отвыкнуть от него и мне искренне хотелось посмотреть на обновляющийся, растущий и развивающийся город. Мне хотелось узнать, что мордовский университет получает международные гранты, что мордовский театр цветет, что в городе проходят различные выставки, приезжают западные звезды. Но вместо этого, как обычно – навалили в борщ…
Разговоры о мордовском ренессансе начались еще в поезде, в котором невозможно не найти каких-то знакомых. Великое национальное своячество работает на всех уровнях – от вокзалов да правительства.
— Сейчас в Саранске строят новый вокзал! И говорят, что сделают даже высокую платформу, чтобы не приходилось карабкаться вверх-вниз.
Природная злость моя проявилась в том плане, что вокзал строят который год, дождавшись, пока старый не начнет буквально рассыпаться на части. Новый перрон… Саранску потребовалось вступить в новое тысячелетие, чтобы начать только ДУМАТЬ о том, чтобы сделать высокий перрон. Это республиканский вокзал. А в Европе поезда превосходят почти по всем критериям авиационный транспорт.
Саранск встретил привычной вековой грязью. Грязь – аутентичный признак этого города. Она была там всегда. И, видимо, даже если через много миллионов лет землю сплошь покроют джунгли или ледник, здесь все равно останется непоборимая, навязчивая грязь.
Я думал – ок, просто не повезло с погодой, к тому же это окрестности вокзала, ерунда, вот выберусь в центр и тогда, и тогда…
На следующий день мой приятель повел меня в центр, смотреть новую достопримечательность – Свято-Феодоровский Кафедральный Собор, достроенный на принудительные пожертвования почти всего города в 2006 году.
Собор действительно красив и вызывает в моей невежественной в архитектурном плане голове классицистическо-византийские ассоциации. Несколько колоколен окружают центральный купол. По рассказам, стоит острая нехватка звонарей. Внутри храм почти полностью отделан, нет только росписи. Перед алтарем – мощевики с частицами мощей святых подвижников, в том числе, разумеется, праведного воина Федора Ушакова.
Мы взяли свечи и, обходя иконы, попытались поставить их перед образами. Под одной из лампад стояла плошка с маслом и я, ввиду своей значительной слепоты, задел ее. Это стало роковым для нас моментом. Началом конца нашего визита. На нас коршуном налетела уборщица и, не сдерживая децибел, начала выливать на нас помои – ведро за ведром. Поймите смущение светского человека, пришедшего в церковь и попавшего в такой переплет. Я извинился, причем не один раз. Но суть обвинений, к нашему ужасу, сводилась даже не к перевернутой плошке, а к тому, что мы-де НЕ ДОЛЖНЫ ставить свечи! «Почему?!» — «Служба начнется в пять, а сейчас их никто не увидит!» — «Но я ставлю свечи не для того, чтобы их кто-то увидел!» — «Я только что почистила это подсвечник…» — и дальше ведро помоев. Мы кое-как рассовали где попало незажженные свечи и ушли. Оплеванные и злые. Воцерковление по-сарански – бессмысленное и беспощадное.
За время моего отсутствия на центральной площади и в ее окрестностях, помимо храма, появилось еще несколько архитектурных элементов: анфилада вокруг музея республики, беседка, памятник Никону… Все красивое в отдельности, в общем вызывает впечатление разбросанного детского конструктора.
Люди – наше главное богатство. В это свято верят и мордовские authority, понимая эту лицемерную сентенцию буквально. Людей доят. Народ сер, замкнут, неприветлив, необразован и зол. Молодежь отличает ограниченность, скабрезность, отсутствие цели и малейшего представления о мире. В прямом смысле. Многие из них знают, что Земля круглая, но попроси их назвать четыре государства и услышишь про Турцию и Америку.
Существует творческая кучка – неформалов и сочувствующих. И среди них все то же невежество, ограниченность плюс еще вечная показушная декадентско-романтическая депрессуха. Умами правит Золотой Телец. Это город, где разбиваются сердца.
Кто-то мне говорил, что психи-оккультисты верят в то, что город окружен кругом магических столбов. Поэтому город проклят и из него трудно уехать. Это похоже на правду.
UPD: перечитал и подумал, что все-таки я истеричка. Город как город. Я вообще Родину люблю. И большую и малую.