Говорят, есть «иерусалимский синдром», когда приезжающие сюда паломники начинают испытывать странные чувства, невольно ассоциируя себя с Иисусом Христом в его последние дни. Не думаю, что у меня было что-то подобное, но ощущения интересные были. Древнейший и самый известный из всех городов. Вокруг — хасиды в бобровых шапках и широкополых шляпах. Много арабов, у которых этот город отбили в 60-х. Из арабского квартала Аль-Мусрара отправляются маршрутки в Палестинскую автономию (или на «территории»). Много вооруженных людей — молодых солдат и полицейских обоих полов.
Израильтяне считают Иерусалим своей столицей, хотя мировое сообщество их в этом не поддерживает. Здесь же находится израильский парламент — Кнессет.
Каждый день тут похож на вступительные экзамены в студенческом городке, куда собираются всяки разны с окрестных деревень и дальних городов в надежде изменить свою судьбу через диплом. Сюда едут люди всех цветов кожи на встречу с богом, а кто в него не верит — так, поглазеть и поесть пончиков в студенческой кафешке.
Церковь Вознесения на Масличной горе.
Плотность храмов всех конфессий стран тут запредельная. Армянские, греческие, русские и какие-то малознакомые коптские и африканские.
Большим развлечением являются Соломоновы пещеры — каменоломни под Старым городом, где добывали строительный камень.
Они по-настоящему огромны и уходят вниз на многие сотни метров.
Иерусалимский автовокзал. В субботу, кстати, не работает, равно ка и короткая железная дорога, которая соединяет Иерусалим с Тель-Авивом. В это время таксисты широко улыбаются и хлопают себя по животам.
Вместе с различными формами почитания высших сил Израилю присуще стремление к неистовому дизайну и творческим всплескам. Материальный дизайн, как представляется, имеет прямую связь с традиционным мистицизмом иудаизма и тайными духовными практиками. Последние в большом ходу, в Израиле даже есть целый город Цфат, куда интересующиеся ездят просвещаться.
На вокзале можно купить морковь. Отличная идея в жаркую погоду.
Старый город — это окруженная стеной крепость. Улицы — коридоры.
Присутствие ООН там и здесь.
Городской пейзаж здесь правильнее назвать интерьером. Окрестности Храма Гроба Господня на горе Голгофе.
Рынки многочисленны и изобильны. Помимо средиземноморских благ предлагают клубнику и фрукты.
Несмотря на трепетно охраняемую старину, Иерусалим — очень современный город, который оживленно строится. Как и во всем мире, кроме Астрахани, здесь верят, что трамвай — это транспорт будущего.
Вот интересный кадр — 2009 год: Обама на иерусалимском автобусе. Вместе с тогдашним президентом Шимоном Пересом.