Фантом: образ России в творчестве зарубежных документалистов

Образ России в мире, говорят, под сильным гнетом. Словно когда-то было иначе. Вчера посмотрели «Фантом» — фильм оказался очень злободневным.

В Москву приехали тупые американцы и в этот момент с неба начали сыпаться энергетические пришельцы. «Это Россия, детка!» — говорят они. Понятно, 21 век – медведей сменили инопланетяне, но чертовщина тут должна остаться полюбас. В течение всего фильма наши «герои» ищут американское посольство, которое в итоге оказывается похожим не на дом на Новинском а на «Горсвет» на Орликовом.

Потом для спасения нации в реку с Белого моря приплыла атомная подлодка (!), размером с гулькин хрен (как иначе бы она сюда протиснулась). У Библиотеки Ленина наши мирикосы встречают Куценку на коне, вечного духовного гопника Смольянинова и еще какой-то сброд. Все с автоматами и в цепях. Конь тоже в цепях, а на лбу у него что-то типа материнской платы, — защита от пагубного идеологического внеземного воздействия. Спускаясь в метро с библиотеки они попадают на Маяковку. С трудом, теряя товарищей в неравных боях, они идут к речке.

Куценко

Главный на подлодке уверяет, что капитан погиб, а сам бегает в погонах капитана первого ранга. Видимо, он чего-то недоговаривает, и вероятно, если его припереть, может рассказать много интересного о гибели начальника.

Когда возникает вопрос – как зарядить изобретенные голливудским воплощением Онотоле Вассермана излучатели, никто не догадывается кинуть к ним переноску от лодочного генератора, зато фальшивый капитанишка кричит: «Тащите сюда из лаборатории всю свинцовую хрень!». Сценаристам, конечно, в голову не может прийти, что даже старпом на атомной подводной лодке — совсем не случайный человек, который знает ее устройство на ять, и не будет называть ничто на борту хренью. Зато они уверены, что на лодке есть «лаборатория», где русские прямо в условиях похода придумывают новые способы нарушить мировую демократию при помощи свинца и лыка.

Монстры, кстати, организовали в районе садового кольца несколько огненных столбов, значение которых Куценко тотчас же идентифицировал: «Мы богаты минералами. Они их жрут!». Наполовину состоящая из собачьего дерьма, московская земля, действительно, богата минералами. А кроме того – витаминами и микроэлементами. Пришельцы едят ее с большим воодушевлением, выражая свое одобрение высокими огненными фонтанами.

Результатом странных манипуляций наших друзей стала спасенная девчонка и серьезный урон, нанесенный захватчикам. Все, кроме Куценки и его команды неосмотрительно усаживаются в фальшивую «атомную» подлодку к фальшивому капитану. На приглашение американца Куца заявляет гордо: «Нам отступать некуда. За нами – Москва!». Вот это, честно говоря, по-нашему.

Конечно, Куценко – глыба. Даже в сильно дегенеративном качестве, он добавляет смеху в сугубо серьезный, вдумчивый, ответственный, пафосно-слюнявый кино-выкидыш. Но на американском экране, он наверное, выглядит просто тупым русским.

Фильм интересен апокалиптической Москвой: упавший в ГУМ самолет, метро, Красная площадь – прикольные. В нескольких кадрах фигурирует то сожженный, то несожжённый желтый «Москвич», который долженствует олицетворить собой русский урбанистический пейзаж. Его заботливо перетаскивают из кадра в кадр, так, что он начинает вызывать подозрение в качестве марсианского шпиона-трансформера.

Как выяснилось, к шедевру имеет отношение Тимурка Мекемамбетов. Это сразу все ставит на свои места. Не дай бог за такое деньги отдать в кинотеатре.

Комментарии: