Прогресс — удивительное предприятие. Завод, который сегодня строит ракеты «Союз», начинался как небольшое предприятие по производству велосипедов «Дукс» в Москве. Основан он был немцем Юлием Миллером.
Один из таких «Дуксов» катал по Калужской губернии не кого-нибудь, а Константина Эдуардовича Циолковского, великого самоучку, почти глухого, скромный деревенский быт которого вместил в себя и теорию межзвёздного эфира и дирижабли, и ракеты, которые впоследствии будет строить завод, сделавший его двухколесных «Дукс».
После велосипедов завод освоил производство различных самодвижущихся экипажей, мотоциклов, которые тогда назывались «моторёвами», и аэросаней. Поворотным этапом в судьбе завода стало перепрофилирование на воздушную технику – дирижабли и самолеты. Все они были только военного назначения. К 1917 году завод уже был «императорским самолетостроительным», а в 1919 переименован в Авиационный завод №1. Располагался завод в районе Тверской заставы, с ангарами на Ходынке.
В 1941 завод эвакуировали в Куйбышев. Здесь было налажено производство Ил-2 – штурмовиков, обеспечивающие адекватное сопротивление танковым корпусам. Здесь выпускали истребители Ла и МиГ. В местном музее вспоминают известную телеграмму Сталина:
«Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк
Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман даёт по одному ИЛ-2 в день а Третьяков даёт МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше «ИЛ»ов тчк Предупреждаю последний раз тчк
СТАЛИН»
Говорят, эту телеграмму раздавали на проходной, а пионеры разносили по общежитиям. Темп нарастить удалось.
На фото — деревянный винт от самолета Р-5. На этих самолетов спасали челюскинцев из ледяного плена. Винты изготавливались вручную из множества склеенных деревянных пластин.
Производство реактивных МиГов налаживалось уже после войны. Тут рассказывают, что тяжело было делать не по два Ила в день. По-настоящему тяжело было выпустить 10 первых реактивных МиГов за 40 дней.
Авиационные пушки.
Сегодня на предприятии работает 20 000 человек. Завод состоит и множества корпусов, расположенных в районе метро «Юнгородок» в Самаре. Вход на территорию очень строгий. Телефон нужно сдать или как минимум выключить, пропуск строго по спискам, всех считают по головам. Территория – чистая и ухоженная с аккуратными корпусами. На небольшой площади – макет ракеты-носителя «Энергия» с Бураном, памятник Литвинову, директору с 44 по 62 годы, а ха его спиной – большой экран, на котором светится реклама заводской стоматологической клиники. Очень по-человечески. На этом же экране транслируют поздравления сотрудников с днями рождения.
«Энергия» с «Бураном» в музее завода. Тот, что на площади, конечно, побольше.
Макет сверхтяжелой ракеты Н-1, готовившийся для лунного проекта. Разработка начиналась еще Сергеем Королевым. К сожалению, проект не пошел, испытания прошли неудачно, проект закрыли в 1976.
Нам показали цех сборки «Союзов». Начальница одного из технологических звеньев – женщина около сорока, спокойная, уверенная и простая. В белом халате. Цех – огромное вытянутое в длину помещение, на всей протяжённости которого лежат ракеты разной степени собранности: отдельные модули, сборки и зачехленные брезентом элементы. Говорит, что эту панораму постоянно показывают по ВГТРК в Вестях. На вопрос: «А как же секретность?» — многозначительно ответила, что мол, секрет-то не в этом.
После каждого этапа сборки проходят многочисленные балансировки и калибровки, после чего снова разбираются и проверяются и так раз за разом.
«Союзы» летают на керосине. Используются в разных космических программах и на различных космодромах – от Плесецка до космодрома Куру во Французской Гвиане. Нас научили отличать пилотируемый аппарат от грузового. Пилотируемую ракету венчает характерный шпиль САС: системы аварийного спасения. При приближении на нем видно кольцо рулевых сопел.
Многие в группе, в том числе и я, благоговейно трогали укрытые брезентом ступени. Красота. Рабочие в цехе – молодые ребята, на вид – лет по тридцать.
В отдельном корпусе – столовая. На первом этаже – небольшой магазин, стоят витрины с мясом, полуфабрикатами и выпечкой. Свинина и говядина по 390 р. Фарш – 290 р., можно купить домой на ужин.
На столовой надпись: Комбинат питания ЦСКБ Прогресс. Понятно, чтобы на кормить 20 000 человек не хватит даже фабрики-кухни, нужен целый комбинат.
Вообще, впечатление от завода большое. Чувствуешь очень высокий подъем. В голове роятся пафосные мысли о судьбах страны, космических миссиях и обороноспособности. Думаю, это обычно для чужака, впервые побывавшего здесь. Но кажется, что именно этот пафос и стал во многом залогом возможности существования предприятий, подобных этому. Вместе с тяжелым ежедневным трудом тысяч строителей и работяг, которые день за днем приезжают сюда на работу и покупают домой в гостинец пирожки и мясо из «космической» столовки.
Фото те, что похуже — мои с телефона. Фотоаппарат взять не разрешили. Те, что получше — с сайта предприятия.