Прочитал книгу Леннарта Дальгрена «Вопреки абсурду, или как я покорял Россию, а она – меня. Воспоминания бывшего генерального директора IKEA в России» , очень познавательно.
Особенно если учесть, что мы живем в 5 минутах от крупнейшего в мире торгового центра – МЕГА-Теплый стан. Для меня, собственно, вообще открытие, что МЕГА – это икеевский формат.
Очень интересно отношение автора – директора по развитию в Россиик к нашей стране. Рыцарская борьба с коррупцией, стяжательством, бюрократией и снобизмом.При этом большая глава, посвящена «духу IKEA» — эффективности и скромности. Ну скромность – понятие эфемерное. Книжку нашел по упоминанию в статье, где рассказывалось, как некий прыткий товарищ нагнул ИКЕЮ на 25 + 35 млрд рублей. Главной причиной, почему он не пошел на мировую, называет то, что «они очень снобливые». Якобы, ему сказали, что «IKEA– это железная рука в шелковой перчатке, но ради него они эту перчатку снимут». Подробности тут.
Ну а сама книга – вполне полезная. Приведу несколько эмоциональных моментов.
***
…Интересно, что все чиновники среднего уровня, с которыми я имел дело, обязательно ехали к губернатору или, наоборот, прямо от него. Более высокопоставленные чиновники, в свою очередь, всегда торопились к президенту или возвращались со встречи с ним.
***
Мы подготовили и запустили второй вариант рекламной кампании под девизом «Есть идея – есть IKEA». Мгновенно IKEA стала темой номер один, все говорили об этом. На собственном опыте я убедился в этом, когда меня, в очередной раз, остановил гаишник. Это было в районе метро «Октябрьская», там довольно сложная развязка, и я ошибся с поворотом направо. А по закону подлости стоит хоть где-то нарушить, обязательно сразу наткнешься на ГАИ. Этот раз не стал счастливым исключением.
Я предъявил документы, в которых, в частности, значилось, что я работаю в IKEA. Как только гаишник это заметил, его лицо расплылось в улыбке и он начал цитировать фрагменты нашей рекламы, которая ему очень нравилась. Видя, как переменилось его настроение, я предложил:
– Обещаю, что, если еще раз нарушу правила на этом перекрестке, заплачу двойной штраф.
Он внимательно посмотрел на меня и сказал:
– Хорошо. Тогда завтра я прихожу в IKEA и беру диван бесплатно. А если я приду еще раз, то за следующий диван заплачу двойную цену.
Экспромт был настолько неожиданным и удачным, что я искренне расхохотался, чуть не до слез. Наверное, это было заразительно, потому что гаишник тоже начал смеяться. В общем, мы стояли посреди улицы и буквально не могли разогнуться от хохота. Он первым пришел в себя, снова принял серьезный вид и сказал:
– Проезжайте.
Я пошел к машине, где все это время ждала семья. Родные никак не могли понять, что происходит. Сначала им показалось, что мы ссоримся и даже собираемся подраться, а потом мы оба как будто сошли с ума.
Благодаря этому эпизоду я убедился, что рекламная кампания сработала. Иногда такие бытовые сценки более красноречивы, чем результаты дорогих исследований профессиональных консультантов. Единственное, о чем я жалею после этой встречи, – зря я не предложил этому постовому работу в IKEA. Его потрясающую способность чутко и с юмором реагировать на ситуацию у нас бы точно оценили по достоинству.
***
Мы были едва ли не первым российским магазином, где цены были указаны не в «условных единицах», а в рублях. Из-за этого в первое время мы столкнулись с целым рядом проблем. Покупатели думали, что это цены в долларах, и считали их слишком высокими. Поняв свою ошибку, некоторые из них не могли удержаться от восхищенных возгласов.
***
Как бы пристально мы ни следили за статистикой, уровень краж оставался существенно ниже среднего по IKEA. Когда мы открыли еще магазины в России, мы уже могли с уверенностью заявить: в этой стране у нас крадут меньше, чем в других странах. Удивительно, почему среди русских так распространено мнение о том, что их собственный народ имеет какую-то особую склонность к воровству?
***
Вопрос подъезда к нашему второму магазину становился все более острым. Я готов был хвататься за любую соломинку. Иногда – впрочем, даже довольно часто – я понятия не имел, во что ввязываюсь и с кем встречаюсь. Например, довольно долго мы общались с человеком в зеленом пиджаке. Он появился совершенно неожиданно и заявил, что готов помочь IKEA.
Мы всегда встречались за обедом в ресторане с видом на Кремль. Я так и не узнал ни его имени, ни чем он занимался. Он по своей инициативе рассказывал о том, что происходит в окружении президента Путина, но из этого никак не следовало, что он через свои контакты может повлиять на принятие тех или иных решений. Он был прекрасно информирован о наших трудностях и снабжал меня огромным количеством полезной информации. Он предлагал конкретные пути решения нашей транспортной проблемы, приносил с собой профессиональные чертежи и давал к ним толковые пояснения. Откровенно говоря, я не питал особых надежд на то, что эти встречи принесут реальные результаты.
Человек в зеленом пиджаке пропал так же неожиданно, как и появился. Он никогда не требовал платы за свои услуги, но вскоре мы вдруг получили разрешение на строительство съезда с Кольцевой. Я до сих пор не знаю, какова роль этого загадочного человека в решении нашего вопроса. Это было и остается тайной.
***
У большинства иностранцев, с которыми я общался в России, об этой стране сложилось мнение, ставшее расхожим.
Они считают местных политиков и чиновников совершенно некомпетентными и полностью коррумпированными;
уровень преступности просто ужасающий;
набирать российский персонал совершенно бесперспективно – русские вообще не хотят работать, все портят, воруют, а мужчины еще и беспробудно пьют;
население России бедное, на его фоне резко выделяются единицы баснословно богатых; ничего похожего на средний класс здесь нет и в помине.
У меня есть своя версия, объясняющая популярность этого образа. Довольно быстро я заметил, что многие западные бизнесмены в России ведут веселую жизнь, в которой романы с русскими красавицами чередуются с разгульными попойками – а это вряд ли сильно способствует успеху в бизнесе. Конечно, развивать бизнес в России очень нелегко. Но слишком велик соблазн пожить в свое удовольствие, а потом списать все неудачи на «ужасы российской действительности» – мафию, коррупцию, давление, угрозы. Начальство сочтет, что бедняге пришлось решать невыполнимую задачу в нечеловеческих условиях, и, преисполнившись сочувствия, отправит его поработать в какую-то более благополучную страну. Иными словами, как бы иностранный бизнесмен ни работал, в конце концов он все равно заслужит похвалу и одобрение.
Звучит жестоко, но я уверен: многие в моем описании узнают себя, хотя и не захотят в этом признаться.
Больше сполерить не буду.
Ну и наконец. Вообще, хоть я и посконный колхозники и ксенофоб, мне нравится IKEA. Очень хочу верить, что в России появится свой крутой мебельный монстр, который обляпает всю страну во все красивое, яркое и пушистое.