РКЦ Прогресс

Прогресс — удивительное предприятие. Завод, который сегодня строит ракеты «Союз», начинался как небольшое предприятие по производству велосипедов «Дукс» в Москве. Основан он был немцем Юлием Миллером.

%(РКЦ Прогресс)s

%(РКЦ Прогресс)s

Один из таких «Дуксов» катал по Калужской губернии не кого-нибудь, а Константина Эдуардовича Циолковского, великого самоучку, почти глухого, скромный деревенский быт которого вместил в себя и теорию межзвёздного эфира и дирижабли, и ракеты, которые впоследствии будет строить завод, сделавший его двухколесных «Дукс».

После велосипедов завод освоил производство различных самодвижущихся экипажей, мотоциклов, которые тогда назывались «моторёвами», и аэросаней. Поворотным этапом в судьбе завода стало перепрофилирование на воздушную технику – дирижабли и самолеты. Все они были только военного назначения. К 1917 году завод уже был «императорским самолетостроительным», а в 1919 переименован в Авиационный завод №1. Располагался завод в районе Тверской заставы, с ангарами на Ходынке.

В 1941 завод эвакуировали в Куйбышев. Здесь было налажено производство Ил-2 – штурмовиков, обеспечивающие адекватное сопротивление танковым корпусам. Здесь выпускали истребители Ла и МиГ. В местном музее вспоминают известную телеграмму Сталина:

«Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию тчк

Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман даёт по одному ИЛ-2 в день а Третьяков даёт МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую чтобы выпускали побольше «ИЛ»ов тчк Предупреждаю последний раз тчк
СТАЛИН»

Говорят, эту телеграмму раздавали на проходной, а пионеры разносили по общежитиям. Темп нарастить удалось.

%(РКЦ Прогресс)s

На фото — деревянный винт от самолета Р-5. На этих самолетов спасали челюскинцев из ледяного плена. Винты изготавливались вручную из множества склеенных деревянных пластин.

%(РКЦ Прогресс)s

%(РКЦ Прогресс)s

Производство реактивных МиГов налаживалось уже после войны. Тут рассказывают, что тяжело было делать не по два Ила в день. По-настоящему тяжело было выпустить 10 первых реактивных МиГов за 40 дней.

%(РКЦ Прогресс)s

Авиационные пушки.

Сегодня на предприятии работает 20 000 человек. Завод состоит и множества корпусов, расположенных в районе метро «Юнгородок» в Самаре. Вход на территорию очень строгий. Телефон нужно сдать или как минимум выключить, пропуск строго по спискам, всех считают по головам. Территория – чистая и ухоженная с аккуратными корпусами. На небольшой площади – макет ракеты-носителя «Энергия» с Бураном, памятник Литвинову, директору с 44 по 62 годы, а ха его спиной – большой экран, на котором светится реклама заводской стоматологической клиники. Очень по-человечески. На этом же экране транслируют поздравления сотрудников с днями рождения.

%(РКЦ Прогресс)s

«Энергия» с «Бураном» в музее завода. Тот, что на площади, конечно, побольше.

%(РКЦ Прогресс)s

Макет сверхтяжелой ракеты Н-1, готовившийся для лунного проекта. Разработка начиналась еще Сергеем Королевым. К сожалению, проект не пошел, испытания прошли неудачно, проект закрыли в 1976.

Нам показали цех сборки «Союзов». Начальница одного из технологических звеньев – женщина около сорока, спокойная, уверенная и простая. В белом халате. Цех – огромное вытянутое в длину помещение, на всей протяжённости которого лежат ракеты разной степени собранности: отдельные модули, сборки и зачехленные брезентом элементы. Говорит, что эту панораму постоянно показывают по ВГТРК в Вестях. На вопрос: «А как же секретность?» — многозначительно ответила, что мол, секрет-то не в этом.

РКЦ Прогресс

После каждого этапа сборки проходят многочисленные балансировки и калибровки, после чего снова разбираются и проверяются и так раз за разом.

%(РКЦ Прогресс)s

«Союзы» летают на керосине. Используются в разных космических программах и на различных космодромах – от Плесецка до космодрома Куру во Французской Гвиане. Нас научили отличать пилотируемый аппарат от грузового. Пилотируемую ракету венчает характерный шпиль САС: системы аварийного спасения. При приближении на нем видно кольцо рулевых сопел.

САС - система аварийного спасения

Многие в группе, в том числе и я, благоговейно трогали укрытые брезентом ступени. Красота. Рабочие в цехе – молодые ребята, на вид – лет по тридцать.

%(РКЦ Прогресс)s

В отдельном корпусе – столовая. На первом этаже – небольшой магазин, стоят витрины с мясом, полуфабрикатами и выпечкой. Свинина и говядина по 390 р. Фарш – 290 р., можно купить домой на ужин.

%(РКЦ Прогресс)s

На столовой надпись: Комбинат питания ЦСКБ Прогресс. Понятно, чтобы на кормить 20 000 человек не хватит даже фабрики-кухни, нужен целый комбинат.

Вообще, впечатление от завода большое. Чувствуешь очень высокий подъем. В голове роятся пафосные мысли о судьбах страны, космических миссиях и обороноспособности. Думаю, это обычно для чужака, впервые побывавшего здесь. Но кажется, что именно этот пафос и стал во многом залогом возможности существования предприятий, подобных этому. Вместе с тяжелым ежедневным трудом тысяч строителей и работяг, которые день за днем приезжают сюда на работу и покупают домой в гостинец пирожки и мясо из «космической» столовки.

Фото те, что похуже — мои с телефона. Фотоаппарат взять не разрешили. Те, что получше — с сайта предприятия.

Комментарии: